Новая армия России: Боевые роботы и единая система управления

7566867

О платформе «Армата» говорилось уже много раз. Также известно, что государственная программа вооружений предусматривает поступление к 2020 году в войска 2300 танков на данной платформе. Но дело не только в количестве, но и в качестве. Причём — не только в качестве самой платформы, но и качественном изменении подхода к организации военных действий. Заместитель генерального директора «Уралвагонзавода» Вячеслав Халитов поясняет современное положение вещей:

«Согласно новой военной концепции танковые дуэли больше не решают исход боя. Столкновение танковых подразделений отошло на второй план, уступив место боям комбинированных боевых групп. Надо составлять автономные боевые модули, в которые войдут семейства боевых и обеспечивающих машин. Чтобы достаточно эффективно реализовать заданные в «Армате» характеристики — особенно в танке Т-14 и тяжелой боевой машине пехоты Т-15, — необходимо менять формы и способы их применения».
Всего, по словам главы УВЗ Олега Сиенко, на платформе «Армата» на данный момент возможно создание 28 единиц перспективных видов вооружения. Конечно, большинство существует только в проектах.

Тем не менее, можно уверенно говорить о будущем: облегчении ремонта вследствие стандартизации узлов, относительной лёгкости освоения техники экипажами других типов машин, применении уникальной защиты платформы и т.д. «Армата» — уникальная для современности боевая платформа.


Но сейчас поговорим о другом: «Армата» — это первая военная машина (точнее, платформа) в мире, изначально разработанная не как отдельная боевая единица, а как элемент системы. «Армата» — это полноценная машина для «сетецентрической войны», в которой все участники боевых действий объединены в единую информационную сеть — от пехотинцев и до стратегической техники.

Напомню давнюю статью про сетецентричное ведение военных действий:

«Главная идея «сетецентрической» концепции — это объединение всех данных об оперативной обстановке, личном составе и технике, рельефе местности, сведений о состоянии всех приданных подразделению сил и средств в единый информационный комплекс. В результате имеет место так называемый синергетический эффект, т.е. то же количество ресурсов при том же качестве работает более эффективно, если их использование происходит во взаимосвязи не только с отдельными объектами, но и с учетом возникающих связей и т.д. Главное наглядное преимущество – это сокращение цикла боевого управления. Речь идет не о скорости связи как таковой, а достижении превосходства над противником в области понимания оперативной обстановки, для чего используются современные средства сбора и обработки информации, работающие максимально близко к режиму реального времени. Если очень упрощённо, то если раньше командир какого-либо подразделения должен был запрашивать оперативную обстановку (в лучшем случае – аккумулировать поступавшие донесения по заранее заданной схеме), «вручную» обрабатывать данные и т.д., то с учетом современной техники и связи данные поступают из множества источников, которые обрабатываются компьютером и командир получает готовую картину оперативной обстановки, динамически подстраивающуюся под происходящие события».

Все элементы системы обмениваются информацией в реальном времени и координируют свои действия, что требует хорошо защищенных каналов связи, наличия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и т.д. При этом управление техникой во многих случаях становится дистанционным, и не только для уже привычных беспилотников. Олег Сиенко, говоря о степени автоматизации «Арматы», поясняет планы разработчиков:

«Не исключено, что будущие войны будут происходить уже без участия человека, поэтому мы предусмотрели в «Армате» возможность роботизации».
Стоит отметить, что «подключение к сети» возможно не только для «Арматы». Так, массовый Т-90 готовится к модернизации в беспилотный вариант, и для него разрабатывается система «технического зрения». Советник первого заместителя главы КРЭТ Владимир Михеев сообщает о техническом задании от УВЗ:

«Для Т-90 мы готовы создать систему «технического зрения», когда все приборы, установленные на внешних поверхностях танка: радары, дальномеры, мультиспектральные видеокамеры и другие, — выводят на дисплей обитаемого командирского танка синтезированную цифровую картинку поля боя».
Т-90 — основной боевой танк России в настоящее время, и он имеет заслуженную репутацию в том числе и у наших противников.

Он отлично зарекомендовал себя в Сирии, смотрите отзыв от первого лица:

Стоит отметить, что некоторые разработки, применяемые на «Армате», использовались ещё на последних модификациях Т-90, в частности — помехоустойчивый датчик GPS и система управления оружием с учётом сетецентрической парадигмы.

Времена, когда русская доблесть не могла проявляться на поле боя полноценно из-за отсутствия надёжной связи и, как следствие, согласованности действий, — уверенно остались в прошлом. А ведь этот недостаток проявлялся не только в начале Великой Отечественной, но даже и в 2008-м году при отражении агрессии Грузии.

Помимо объединения в единую систему военной техники, следует упомянуть и новую экипировку «Ратник», которая уже во время испытаний спасала жизнь и здоровье военнослужащих. Председатель военно-научного комитета Сухопутных войск Александр Романюта особо отметил этот факт, говоря об испытании комплекта:

«Защитные очки, которые входят в состав комплекта «Ратник», способны защитить от осколков, летящих со скоростью 350 метров в секунду. Это подтверждается испытаниями».

Рекомендую по теме статью С. Черкасова «”Ратник-3” даст российскому солдату силу сверхчеловека», в которой, в частности, указывается факт:

«…враг, при большом желании, может приобрести экипировку «Ратник» на черном рынке или захватить ее в качестве трофея, но если с использованием ножа «Шмель» у него проблем не будет, то вот комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» он не сможет пользоваться, потому как комплекс по большей части бесполезен без возможности коммуникации с товарищами, оснащенными таким же «Стрельцом». Но даже если противник сумеет вооружить целое подразделение нашими «Ратниками», и обучить их работать в связке, то ему все равно останутся недоступны возможности экипировки, относящиеся к сценариям сетецентрической войны».
Этот пример наглядно показывает, что современная армия России уже практически стала единой системой в прямом смысле слова: её эффективность вследствие положительного синергетического эффекта гораздо эффективнее эффективности как обычной суммы составляющих элементов, а попытка использовать элемент вне системы малоэффективна, поскольку тем самым теряются преимущества системы.

Разумеется, сетецентричная парадигма не означает одноранговости сети, требуются центры обработки информации и т.д. И здесь у нас тоже нет отставания: в России создан компьютер,производительность которого около 8 терафлопс, предназначенный для управления робототехническими комплексами любых компаний-производителей. Новинка экспонировалась на выставке «Гидроавиасалон-2016»:

077d09677ecee800cec9c8fd6ebd3987
Разработчик, Объединенная приборостроительная корпорация, поясняет:

«Разработка нашего концерна «Вега» позволяет унифицировать управление робототехническими комплексами с помощью специально созданных протоколов сопряжения. Образно говоря, унифицированный операторский пункт умеет «разговаривать» на языке различных робототехнических комплексов. Причем этот «диалог» может вестись с большим количеством разных машин одновременно, независимо от того, какими компаниями они произведены и какое программное обеспечение используется для их управления».
Эта разработка позволяет унифицировать управление уже имеющимися робототехническими комплексами и упростить обучение операторов. Конечно, этот компьютер является мобильным, он разработан на базе модернизированного мобильного комплекса группового управления робототехникой «Вологда», который размещён на шасси «КАМАЗа» высокой проходимости.

0d4bfc59563a902fd2d01fb55b9de114
Итак, говорить о завершении перехода российской армии на сетецентрический принцип, конечно, ещё рано. Но этот переход осуществлён уже в достаточной мере, чтобы говорить не об эксперименте, а о практическом результате. И, разумеется, все современные разработки делаются уже с учётом сетецентрической парадигмы.

Борис Степнов
http://politrussia.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Adblock
detector